BMW X1 Вопросы пола 2011. Статья из журнала АвтоЗвук №03.2011

Студия автозвука  / Пресса о нас / BMW X1 Вопросы пола 2011. Статья из журнала АвтоЗвук №03.2011
 

СИСТЕМЫ

BMW X1

Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

Вопросы пола 2011

Если вы читали статью с таким же названием, но без номера года, значит, вы — ветеран. Нет, вы — динозавр. Она была написана осенью 1997 года, то есть — за несколько месяцев до рождения этого журнала, а потому опубликована в другом, «Мастер 12 Вольт».

  • SUM
  • Тип системы: аудио
  • Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEX-P99RS
  • Усилители: E.O.S. AE-35T LE v.2, E.O.S. AE-90F LE, Kicker ZX750.1
  • Акустика: Eton WA1-160SG, Audax VP100 Z4, Eton Special
  • Сабвуфер: Eton EC 10-800

Его могут вспомнить не только ветераны и динозавры (а уж они — тем более). Позже автор тех, первых, «вопросов» по воле судьбы станет главным редактором «АЗ», а по благоволению той же судьбы остаётся им и поныне.

Придуманный им шкодливый заголовок оказался неожиданно устойчивым к воцарившемуся теперь, спустя почти полтора десятилетия, информационному хаосу. Попробуйте набрать «вопросы пола» в «Гугле». Результат вас удивит: сексуальное воспитание начнётся с пятой ссылки, паркетная доска — с третьей, первой будет закопанная где-то в недрах сервера «АЗ» онлайн-версия исторической публикации. Кстати, сразу после неё будут «Вопросы пола-2», заметка, посвящённая моим собственным опытам. «На правах рукописи», а они по-прежнему не горят...

Я бы советовал вам попробовать погуглить не с целью проверить мои слова, а чтобы почитать, несмотря на то, что увлечение такими системами в Великобритании (где был собран весь материал) было недолгим, идеи и принципы напольной акустики не утратили своей актуальности и поныне, несмотря на процессоры.

Более того, по каким-то причинам (а возможно, как раз благодаря той статье, кто теперь разберёт) напольная, а вернее — «подседельная» установка акустики наиболее популярной стала именно в России. Поместить акустику на полу салона во многих случаях оказалось очень удачным, хотя и трудоёмким решением: найти нужный динамику объём под сиденьем не так-то просто, корпуса «под сёдла» иной раз приобретают настолько сюрреалистические очертания, что и Сальвадор Дали позавидует. Энтузиасты вдохновенно пробовали разные варианты конструкции и акустического оформления, но уже совсем в наши дни баварские специалисты по штатному акустическому оснащению автомобилей предложили ещё более хитрое решение. И открылось оно между делом — глубоко было закопано, с первого взгляда и не найти. Потерпите, подробности уже скоро. Есть же определённый порядок изложения...

Владелец новенькой (а стареньких ещё нет) BMW X1 поставил задачу непростую, но в наши дни становящуюся распространённой на грани навязчивости — сделать классный звук, но ничего не менять в интерьере и ничего не резать на его границах. Сабвуфер поставить красивый (сделаем, не вопрос), но съёмный (тоже не бином Ньютона), установить навигатор Garmin (чуть сложнее, но реально), добавить поддержку USB-носителя (ну, это — само собой) и оставить штатную магнитолу (ой, а без этого — никак?!).

Развёрнутые системы на основе штатного головного устройства делают, иногда даже с очень приличным, даже хорошим, звучанием. А нужно отличное, да ещё и с USB. Поэтому штатный аппарат на роль источника сигнала не годился. Были прецеденты (и всегда — с BMW), когда штатную и вновь установленную системы разносили, как по «параллельным пространствам» в пределах одной и той же машины, здесь решение было найдено другое. Не в пространстве, а во времени. Они ведь как-то там связаны. Мне говорили...

Вот как решили: штатное оборудование снять и куда-нибудь (в пространстве) убрать, а новые компоненты установить так, чтобы в будущем (времени) можно было вернуть всё на свои места и получить машину именно в той комплектации и с таким оборудованием, которое было установлено с завода. Такой пространственно-временной континуум заказчик одобрил, и работа закипела.

Первая загвоздка заключалась в том, что «родной» аппарат работал в паре с «родным» же парктроником, подавая сигнал в штатные динамики соответственно расположению препятствия. Проблему решили кардинально: извлекли из заводской магнитолы плату парктроника и подключили её (отдельно) к штатному разъёму автомобиля. Отпаивать ничего не пришлось, плата подсоединена гибким шлейфом. Блок поместили в специально изготовленный корпус и установили почти на том же месте — за блоком климат-контроля. Для подачи звуковых сигналов использовали штатные задние динамики, а спереди установили под торпедо два недорогих широкополосника.

Теперь — навигатор. При его установке самая главная проблема — косметическая интеграция. Согласитесь, держатель на присоске в выверенном интерьере BMW X1 — это как «треники» с пузырями на коленях со смокингом. Решение пришло и здесь. В центре торпедо есть небольшой бардачок с крышкой — в других комплектациях на этом месте установлен экран монитора. Здесь его не было. Значит — будет... Изготовили переходную рамку под навигатор и отделали её «родным» шпоном, получилось как минимум не хуже заводского. Не мои слова, заказчика, уже проявившего патриотизм по отношению к исходной стилистике салона. Включается навигатор при запуске мотора, выключается через минуту после его остановки. Естественно, устройство можно принудительно включить и выключить и на заглушённой машине. Если, скажем, она погружена на железнодорожную платформу и интересно, какая следующая остановка. Или... В общем, можно.

Теперь переходим к собственно звуку. Задача номер один, выбор головного устройства, была решена «на раз» — Pioneer DEX-P99RS. Во-первых... ну, что во-первых — понятно. Во-вторых: устройство умеет читать WAV-файлы с USB-носителя, тут классика и современность сходятся в самом представительном составе. В-третьих, может работать в поканальном режиме с трёхполосной акустикой. И наконец, без проблем находит общий язык со штатными кнопками на руле при помощи адаптера, кнопки полностью сохраняют функциональность и работают без задержек. Переходная рамка от другой модели BMW подошла как нельзя лучше. А штатная магнитола теперь живёт в коробке с комплектом «родных» винтиков и в любой момент готова вернуться на своё место.

В качестве внешнего накопителя к головному устройству подключили не банальную флэшку (хотя никто не запретит), а внешний диск 128 Гб. Что так скромно? Полтеррабайтники уже чуть ли не на сдачу в магазинах дают... А то, что это не HDD, который неизвестно как себя поведёт в нашем решительном климате, а SSD, то есть тоже как бы диск, но твердотельный, которому ни буря, ни гроза... На диск залили богатую коллекцию музыки в формате WAV, степень богатства легко вычисляется по правилам арифметики: средний CD — это около 500 Мб, делим гига на мега, получаем 200 дисков с хвостиком, по-любому небедно. А для завершения композиции художник придал корпусу вид, подчёркивающий: здесь всё — штатное. Даже это...

Задача номер два — структура акустического тракта. Безусловно, трёхполоска с поканальным усилением, почему — долго объяснять не нужно. BMW — машина в акустическом отношении непростая, тем более что пилить-резать-наращивать ничего не велено. Значит, ставить акустику придётся в штатные места и вносить соответствующую коррекцию.

Для пищалок предусмотрены места в подзеркальниках с сеточками-заглушками, среднечастотные динамики прописаны на облицовках дверей. А для мидбасовых динамиков заготовлено решение необычное, но грамотное. Они стоят под передними сиденьями в компактных плоских корпусах, сообщающихся с порогами — так восполняется недостаток объёма.

Так предусмотрено. Это не означает, что так установлено: в этой комплектации (да и во многих других) пищалок нет вообще, а мидбасовый динамик всего один — под водительским сиденьем. Как у нас на грузовиках военного времени: тормоза только задние, фара — только левая. Там и научились баварцы экономии? Словом, с акустикой пришлось поработать, а все штатные элементы вместе с крепёжными винтиками переместились в пространстве вслед за магнитолой — в коробочку, до иных времён.

Теперь задача номер три — найти достойные динамики. Сомнений в выборе мидбаса не было — Eton WA1-160 SG, однозначно. Великолепный бас — рельефный, сочный, чёткий, быстрый (недостающее вписать, но ничего не вычёркивать). Небольшая установочная глубина — то, что требовалось, штатные места под сиденьями особо разгуляться не дают. Лишь немного доработали посадочные места, что не мешает, впрочем, быстро «вернуть всё взад».

Среднечастотные динамики под штатные места в дверях требовались с широкой диаграммой направленности и малой установочной глубиной. Пришлось поискать — поработали с поставщиками, представительствами, продавцами, маньяками-аудиофилами... У маньяков-то и отыскали диффузорный среднечастотник Audax VP100 Z4. Эксклюзив, давно снятый с производства, а его собратья ещё намного раньше (ещё до «вопросов пола», не поверите) стали источником вдохновения для конструкторов акустики с самыми высокотехнологичными диффузорами: Eton и Focal. Эксклюзив установлен в штатном месте на специальных проставочных кольцах, изготовленных из жесткого ПВХ на станке. Виброизоляцию дверей сделали материалом STP Gold.

Пищалки... тут я передам слово Дмитрию Малыгину:

«Для этой инсталляции были использованы твитеры, подаренные лично Рейнером Кренером, владельцем компании Eton, на одной из специальных конференций. Пищалочки ждали своего заказчика больше года, но когда мы всё же решили предложить этот эксклюзив, оказалось, что крайне непросто объяснить, как они называются...

Мы придумали название Eton Special, т.к. данная модель была изготовлена по специальному заказу и при явном внешнем сходстве с Eton CX 280HG должна была играть с серийными CX 280HG в тузика и грелку».

Пищалки, несмотря на родословную, прошли строгий кастинг. В нём поучаствовали и уже упомянутые серийные Eton CX 280HG, и ScanSpeak D3004/602000. После двухчасового прослушивания стерео- и моносигналов на разных композициях и в разных сочетаниях выбор однозначно пал на эксклюзивные твитеры, которые как нельзя лучше подошли и по габаритам. В соответствии с концепцией «ничего не менять» для них изготовили съёмные подиумы, установив их на дверных треугольниках взамен штатных сеточек. Сеточки — правильно, в коробочку с пространственно-временным континуумом...

Проводку уложили в соответствии всё с той же концепцией, ничего не пострадало. В двери прошли через штатные гофры в обход разъёмов, вместо сверления применили некоторые хитрости. Кабели — любимых в студии марок: на фронтальную акустику — Klotz 425, межблочные — Canare, силовые — Art Sound.

В багажном отсеке, опять же в соответствии с концепцией, ничего никуда не врезали и не выстраивали. А размещать там было что: три усилителя и сабвуфер. Усилители — уже проверенные в работе четырёхканальный E.O.S. AE-90F LE на каналы средних и высоких частот, двухканальный E.O.S. AE-35T LE v.2 на мидбас и сабвуферный моноблок Kicker ZX750.1.

Усилители расположили на дне багажника под штатным полом, для чего изготовили специальный каркас. А сабвуфер на основе головки Eton EC 10-800 в закрытом корпусе крепится на трёх болтах за спинкой правого заднего сиденья и легко вынимается из багажника при необходимости. Впрочем, даже в установленном состоянии он не мешает перевозить лыжи и сноуборды, а конструкция получилась стильной. И конечно же, с эмблемой BMW, это же всё — штатное...

Непривычно маленький дверной динамик — маниакально-аудиофильский среднечастотник Audax

Отобранные лично руководителем Eton пищалки стоят в подиумах, повторяющих контуры штатной сетки

Бардачок на верху торпедо в этой версии не был ничем занят. Теперь занят. Навигатором

IN

Трудно, казалось бы, придать такому сабвуферу черты штатного элемента оснащения. Трудно. Но, как выяснилось, можно...

Кажущийся сросшимся с багажником сабвуфер легко отделяется от машины, и механически, и электрически

RTA

Любопытно, что воспринимаемой слухом слитной звуковой картине соответствует, как оказалось, АЧХ, составленная из трёх ясно разграниченных сегментов. За суббасовым монолитом идёт (с перепадом уровня 10 дБ) очень ровная сама по себе мидбасовая часть (до 160 Гц). Потом — снова перепад, чуть меньший по глубине. А дальше, от 200 Гц и до самого верха (включительно, обратите внимание) — идеально ровная характеристика, отклоняющаяся от математически безупречной горизонтали ровно настолько, насколько нужно, чтобы вернуть нас в реальный мир. Сколько это в децибелах? Оказалось — три в двух самых тяжких местах (500 Гц и 10 кГц). В остальных — ещё меньше...

Усилители заняли три клеточки разлинованной приборной рамы. Четвёртая открывает доступ к аккумулятору с традиционной пироклеммой

SQ

С твердотельного диска системы «залитые» с моих дисков композиции звучали очень хорошо — пора обзаводиться своим тестовым хардом. Сцена высокая, вполне симметричная, стабильная. Звуковые образы чёткие и сфокусированные. Очень хорошая локализация по глубине. Хотя сцена и настроена на водителя, даже с места пассажира получилось неплохо — спасибо мидбасам, при таком расположении для них не потребовались резко отличающиеся задержки, поэтому нет жёсткой привязки к точке прослушивания. Всё-таки из-под сидений излучение преимущественно вперёд и снизу, а не поперёк салона, как при дверной установке мидбасов, да и сами динамики ближе к центру салона, этакий «центральный бас». Благодаря этому отсутствует гашение басовой атаки, независимо от положения слушателя — слева, справа, посередине.

Тональный баланс — практически идеальный, придраться было не к чему. Суббас чёткий, но не сухой, на общем фоне очень выразительный, но не доминирует. Нижний и средний бас звучит очень ровно — ударные, трио контрабасов, гитары. В области средних частот эксцессы не замечены — вокал и флейта играли очень натурально. Область самых верхних частот тоже воспроизводилась великолепно — «подарочные» пищалки не подвели.

Макро- и микродинамика — великолепны, это заслуга усилителей. И запас мощности есть, и «первый ватт» без дополнительных искажений. В целом удовольствие от прослушивания было полным.

Оригинальная статья http://www.avtozvuk.com/az/2011/03/080.htm

 

Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: