Honda Accord Ноты для аккорда . Статья из журнала АвтоЗвук №04.2011

Студия автозвука  / Пресса о нас / Honda Accord Ноты для аккорда . Статья из журнала АвтоЗвук №04.2011
 

СИСТЕМЫ

Honda Accord

04/2011 Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

Аккорд поёт,
В аккорде много нот.
Но пусть одна лишь нота не слышна
Аккорду этому уже не та цена
Аккорд уже не тот
И не поёт.

Вано Крыладзе

Ноты для аккорда

  • SUM
  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + 2-полосный фронт тыл + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEX-P99RS
  • Усилители: E.O.S. E 100AB, E.O.S. AE-920T, Challenger Ergo ER-70.2, Challenger Ergo ER1000.1D
  • Акустика: Eton WA1-160SG, Eton CX-280HG, E.O.S. Odeon
  • Сабвуфер: Alpine SWR-1223D

«Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков». Словарь так разъясняет, а то откуда бы нам знать...

Ключевое слово здесь — созвучие, его-то и добиваются создатели аудиосистем. А создатели автомобиля, давая ему такое обязывающее имя, как-то упустили из виду это обстоятельство, неважнецки звучит заводская аудиосистема, диссонанс, одним словом (посмотрите в словаре, я свой уже куда-то убрал).

Поэтому появление новенькой Honda Accord в студии Accent-Audio было совершенно закономерным. А после публикации в февральском номере «АЗ» статьи «От винтажа» — даже предсказуемым с математической точностью. Заглянув без приглашения «на огонёк» и увидев в боксе сразу две «Хонды» — чёрную и белую, я понял, что «процесс пошёл», и описывается он уже не кривой имени старика Гаусса, а как-то иначе...

Свою кривую я пока не придумал, но не просто же так туда заехал, а в поисках «фактуры». Фактура была хороша — в каждой машине своя изюминка, но написать можно было только про одну. И оказался я в положении то ли Ходжи Насреддина, то ли капитана Врунгеля — «какого петуха резать, чёрного или белого»? К счастью, вопрос разрешился сам... Чёрный упорхнул, режем белого!

Как это уже стало традицией для работ студии, свобода творчества, как и выбор решений, ограничивалась только рамками бюджета и сроками. К сожалению, и резиновый бюджет, и неограниченный выбор компонентов высшей пробы бывают только в мифах и легендах car audio. В реальной жизни сделать за неделю отлично звучащую и продуманную систему, не слишком отягощённую нулями в ценнике — это уже мастерство. Которое, как известно, не пропьешь и не потеряешь (здесь не пробовали, опираются на литературные данные).

Мастер складывает решение из проверенных «кирпичиков», и нужно их не так много. Как опять подсказывает математика, число возможных сочетаний растёт очень быстро — нот вообще только семь, а сколько божественных мелодий они нам подарили? Хотя одними проверенными решениями обойтись можно не всегда, приходится время от времени создавать новые. Как с нотами — сначала были только белые клавиши, потом маловато стало, чёрные появились, диезы там, бемоли...

Итак, сначала «знакомые нотки», проверенные во многих композициях «то вместе, то поврозь, а то попеременно».

На роль источника сигнала без обсуждений был принят Pioneer DEX-P99RS. Выбор очевиден — встроенный звуковой процессор с богатыми возможностями позволяет решить подавляющее большинство акустических проблем. То есть непосильные для него проблемы теоретически должны быть, но на практике такие случаи мне пока не попадались. Плюс к этому возможность воспроизведения через USB-порт не только mp3 (больно надо для этого брать топовый источник), но и несжатых wav-файлов (а вот для этого надо, только не всякий, даже топовый, возьмёшь). А где флэшка, — гласит старая ковбойская поговорка, — там и винчестер, а это уже совсем другой размах... Приятно и то, что кнопки на руле отлично совместились с интерфейсом управления и полностью сохранили функциональность, это давно проверено.

Фронт — две полосы с поканальным усилением, мидбасы в штатные места с соответствующей доработкой и архитектурной отделкой, пищалки — в треугольники зеркал. Мидбас — шестидюймовый Eton WA1-160SG, пищалка Eton CX-280HG. Проверено, мин нет. А поканалка позволит подобрать оптимальные задержки и уровни сигнала для каждого из динамиков, поэтому проблем со сценой и тональным балансом не предвидится.

Тыл... Ну не делайте вы такое грустное лицо, это вас старит. Тыл на самом деле — вторая зона обслуживания, она чуть проще, с широкополосным усилением. Если это не развеяло грусть, дополню: вторая зона быстро отключается в настройках «девяносто девятого», так что вы можете перестать переживать за «идейную чистоту» системы.

Блок климат-контроля делит систему на две почти независимые части

Здесь тоже две полосы, но динамики компактно установлены в передней части задних дверей с разворотом на слушателя (во сказанул, лучше бы пальцем показал, вот где-то здесь, на фото). Итог такой геометрии: и с тональным балансом, и со сценой всё вполне пристойно, хотя и не так гладко, как спереди. Акустика — двухполосный комплект E.O.S. Odeon с шестидюймовым мидбасом и пассивным кроссовером, «вторая зона» — практически единственное, на чём заметно экономили. На чём-то надо...

Саб — проверенный Alpine SWR-1223D. В багажнике, в закрытом корпусе. Доктора прописывают именно такой рецепт — уж очень хорошо стыкуется АЧХ закрытого ящика с передаточной характеристикой салона. Если уметь стыковать, разумеется. Установлен он лицом к спинке заднего сиденья, подробности на фото.

Усилители разместились на потолке багажного отсека (или под задней полкой, в седанах всё относительно, Эйнштейн, наверное, на таком и ездил), закрыты декоративной панелью и снабжены принудительным охлаждением. Тоже понятно. Зато полезное пространство багажника (от заднего бампера до колёсных арок) не претерпело никаких изменений — как, собственно, и заказывали.

Усилителей четыре — каждому своё. На фронтальные пищалки работает утончённый E.O.S. E 100AB, более «мускулистый» E.O.S. AE-920T обслуживает фронтальные мидбасы. Для дальнейшего повышения качества звучания этот усилитель твикнули — заменили массовые операционные усилители не просто аудиофильскими, а, не побоюсь этого слова, аудиоманьячными LME49720HA (из закромов, про закрома Accent-Audio я уже писал, не скрывая зависти). Коротко, для конспекта: круглый металлостеклянный корпус, соединения кристалла с выводами внутри корпуса — золотыми проволочками. Для звука лучше не придумаешь, недаром за микросхемами в таком исполнении охотятся все аудиоманьяки.

Для акустики второй зоны (не будем обзывать её тыловой, всё же не за спиной стоит) усилитель бюджетный и не особенно мощный — Challenger Ergo ER-70.2, для решения поставленной задачи самое то — негромко, но со вкусом. И для сабвуфера — цифровой моноблок Challenger Ergo ER1000.1D, тут на мощности уже не экономили.

Кабели... Понятно, что не из магазина «Электротовары». Сигнальные Solo 250 SHSV, акустический — четырёхжильный Klotz 415BL. Силовые кабели Art Sound 4 и 8 калибра. Вся машина, само собой, прошла тотальную шумо- и виброизоляцию. Багажник отделали так, чтобы весь грузовой отсек представлял собой законченный ансамбль — боковины, крышка, полка.

Знакомые ноты кончились, теперь в партитуре появляются новые. Куда будем ставить источник сигнала?

Начну с того, что в дополнение к штатной аудиосистеме автомобиль уже был укомплектован мультимедийным расширением — DVD-приводом, сенсорным дисплеем и навигационной системой. Монитор с навигацией расположился в предназначенном для него месте в центре торпедо. Интерфейсная плата и DVD-привод были установлены в отдельном коробе размером 2DIN в нижней части центральной консоли. То есть в наличии уже есть две «головы», если ещё и третью поставить — натуральный Змей Горыныч выйдет... Но ставить уже некуда, а выбрасывать ничего нельзя: по частям навигационная система не работает, а отказываться от неё хозяин не хотел.

Решение пришло в стиле Микеланджело: типа отсекаем всё лишнее. Поскольку для воспроизведения музыки предназначался Pioneer DEX-P99RS, лишним оказался CD-привод заводского головного устройства. На его место отлично встал DVD-привод навигационной и мультимедийной систем, да и для интерфейсной платы место нашлось там же. Пришлось только организовать выброс диска, пустив сигнал от кнопки выброса напрямую на интерфейсную плату, в обход цепей управления снятого дисковода. В результате заводская «голова» лишилась возможности читать музыкальные диски, получив взамен медийные функции. Внешний вид остался без изменений. А на освободившемся месте в низу центральной консоли встал «девяносто девятый» Pioneer.

Для воспроизведения подсказок навигационной системы и звукового сопровождения фильмов под торпедо установили два немудрящих широкополосных динамика. В принципе, не составляло проблем завести аудиосигнал в Pioneer («просто добавь интерфейсный кабель»), но против такого решения возразил сам хозяин: нужна только навигация, а кино — так и быть, пусть остаётся, неважно, с каким звуком. В результате музыкальная и медийная системы связаны только в одной точке — на руле. Часть кнопок рулевого пульта отвечает за навигацию, а часть — за музыку. Причём и то, и другое работает отлично — дополняя друг друга до гармоничного целого, как и положено в аккорде, который есть (не забыли ещё?) «созвучие разновысотных звуков».

Самый современный элемент системы, как всегда — в самом укромном месте

Фронтальные акустические компоненты — с верхушки модельного ряда Eton, на фронте не экономят

Из текста не совсем понятно, кто на кого развёрнут. Здесь — понятнее...

Сабвуфер — проверенный, можно сказать, классический, Alpine

Место для «девяносто девятого» вырубили по методу Микеланджело. Или Родена, одним словом — «всё лишнее...»

RTA

Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках (на уровне левого и правого ушей и напротив носа) с последующим выведением средних значений.

Ход АЧХ в области нижних частот, можно сказать, классический, с плавным подъёмом ниже 150 Гц. В районе 50 Гц сабвуфер делает не слишком уверенную попытку взбрыкнуть, но, быстро одумавшись, продолжает работать ниже по частоте, даже с нарастающим усердием. На более высоких частотах всё достаточно гладко, хотя и не слишком ровно. Но мы же не АЧХ слушаем, а музыку. Главное, что нет выбросов — их ухо замечает сразу. А локальный провал на слух (и то не очень уверенно) был обнаружен где-то в области верхней середины. Вот он, полоса от 3,15 до 5 кГц немного провалена — вероятнее всего, стык мидбаса и пищалки. Зато дальше, вплоть до 20 кГц, всё практически с одним уровнем.

Корпус сабвуфера занимает только середину отведенного ему пространства. А усилители «под крышей» багажника — почти совсем ничего не занимают

Усилители и сабвуфер до завершения декора, для ясности

При «кучной» компоновке усилителей позаботиться о принудительном охлаждении особенно важно

SQ

Звучание я оценивал с диска AMT с «обязательной программой». Думаю, что и винчестер дал бы результаты как минимум не хуже, но тестовые записи я не готовил. Впрочем, прослушанный в качестве «произвольной программы» Pink Floyd впечатлил даже больше, чем тридцать лет назад. Вторая зона, естественно, была отключена — на неё высокие стандарты не распространяются.

Сцена — великолепная. Поскольку подобное акустическое решение уже описывалось, повторю вкратце. При такой посадке слушателя разность расстояний до динамиков невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, высота сцены — стабильная, заметно выше торпедо, локализация по глубине хорошая.

Тональный баланс практически без замечаний подряд по всем трекам — от нижнего мидбаса до вертолётного ультразвука. Небольшие шероховатости лишь в области верхней середины — но заметно лишь на отдельных эпизодах, и не очень отчётливо. Ну надо же мне к чему-то придраться, а то скажете — перехваливаю...

Суббас вкусный и чистый, без утробных призвуков. Он выделяется в общем сигнале только на трудных тестовых записях, и далеко не на всех. Так что на это глаза закроем.

Трио контрабасов (с диска AMT) было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, без эксцессов, флейта — мягко, но детально — значит, в области средних частот всё гладко. На женском вокале проявилась некоторая «солидность», чуть не хватило «яркости».

Область самых верхних частот, проблемная для многих пищалок, воспроизводилась великолепно — и щётки по тарелкам, и треугольник, и свист лопастей вертолёта. И стакан для виски (у Нины Хаген на отметке 1:26) разбился правильно, и осколки летели куда надо.

Макро- и микродинамика — великолепны. Даже предельно насыщенное скоростное звучание Nightwish не пыталось сбиться в кашу, вокал не испытывал интермодуляционных искажений — вот что значит многополосное усиление, да ещё и с раздельными усилителями. В целом вердикт — очень достойно, удовольствие от прослушивания полное. А немного придушенная середина с приподнятыми краями диапазона поколению хард-рока особенно по душе...

 

Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: