НЕПОСЛЕДНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. Статья из журнала АвтоЗвук №11.2008

Студия автозвука  / Пресса о нас / НЕПОСЛЕДНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. Статья из журнала АвтоЗвук №11.2008
 

СИСТЕМЫ

Hyundai Coupe. Студия: Accent Audio

рубрику ведёт Михаил ГАБРИЕЛОВ. Руководители проекта: Дмитрий Малыгин, Алексей Голышин, Николай Шавладзе

НЕПОСЛЕДНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

SUM

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Ural Concert CDD
  • Усилители: Audio Art Revolt HS 100.2, E.O.S. E100 AB, Eton EC 1200.1D
  • Акустика: Eton WA-1-160, Scan-Speak D2904/6000-01
  • Сабвуферы: Eton 8-720 HEX

Ещё немного, и таких машин больше не будет. Не в том, конечно, смысле, что они все разом испарятся или улетят в тёплые края…

Просто это поколение купе Hyundai завершит свою жизнь в следующем году, а потом корейцы представят Genesis Coupe, на принципиально иной платформе. Возможно (в своё время узнаем), у него не будет столько имён, сколько накопилось у этого: Coupe для европейского рынка, Tiburon — для американского, Tuscani и Turbulence — у себя дома.

Эта машина была куплена здесь, вполне официально и сертифицированно, а если ваш острый глаз заметил бэджик с буквой «Т» на носу машины, то это — выражение позиции владельца. Он говорит, что логотип — единственное, принципиально единственное, что ему не нравится в автомобилях Hyundai. «Похоже на эмблему Honda со спазмом лицевых мышц…» Николай — медик по образованию, наверное, догадались. И как диагноста его определённо ждёт успех.

В остальном Николай — такой же патриот корейской марки, как основатели студии, на автомобилях этой марки спецализирующейся, до такой степени, что в имя предприятия вынесено название самой популярной модели Hyundai (как, скажем, студия, специализирующаяся на «Фольксвагенах», могла бы назвать себя «Гольф». Это так, для примера…).

И если с медицинским образованием всё было в порядке, то как знаток автозвука Николай рос вместе со своей системой, учителями-профессорами здесь выступали мастера студии. К моменту начала работы над системой у Николая было довольно ясное представление о том, что ему нужно. Главный для него музыкальный жанр — альтернативный рок, где требуются высочайшая динамика и разборчивость, материал этот для воспроизведения куда труднее, чем столь популярные (в режиме демонстрации) джазовые трио или Dire Straits, у которых каждая нотка — отдельно, не запутаешься.

Источником, учитывая перспективы настройки системы, взяли Ural CDD, аппарат не без «тараканов», но в смысле возможностей настройки тракта аналогов практически не имеющий. Для этой системы со склада в Зеленограде выгребли последнюю оставшуюся там фальшпанель с синим светофильтром, для косметики.

Для установки фронтальной акустики Coupe, надо отметить — машина очень благодарная. Посадка водителя — по-спортивному низкая (а значит, акустика по отношению к водителю располагается высоко), кроме того, сама дверь низкая, и расстояние между мидбасами и пищалками при традиционном расположении тех и других, само собой, получается меньше, чем в обычном седане.

Модель мидбасов (при заранее сформулированных требованиях) предметом для дискуссий не стала. По мнению Николая, заказчика и во многом соавтора проекта, никакие испробованные им головки не могли отыграть партию гитары так, как умеют эти. «Эти» носят имя Eton WA-1-160. Если название показалось незнакомым — поясню: такие мидбасы входят в состав эксклюзивной компонентной акустики Eton Discovery и Adventure. Технически — одни и те же, только для Discovery они проходят дополнительный отбор по параметрам.

CDD, по сути — компьютер, а потому не свободен от «тараканов». И по той же причине неограничен в возможностях

Поначалу мидбасы поместили за штатные грили, укрепив, естественно, установочные места, но свести сцену как хотелось, не удалось, и головки переустановили через переходные кольца, слегка изменившие ориентацию осей излучателей и их «вылет» из плоскости обивок.

Пищалки прошли столько ступеней эволюции, что этого хватило бы при рачительном использовании на полдюжины систем. Исторически первыми в машине были DLS UR-1. Быть бы им там и поныне, но Николаю не дали покоя лавры другого клиента студии, Антона Вольсова, победно выступавшего (и выступающего) на соревнованиях на своей «Элантре» («A3» №4/2008). Это которая с кальяном в салоне. Кроме кальяна, там были ещё и пищалки Morel Supremo Piccolo, на них поначалу и повёлся Николай. Однако для выбранной схемы установки они оказались всё же недостаточно piccolo, и пришлось искать другие решения. «Акценты» посоветовали попробовать ScanSpeak — марку, о которой тогдашний, ещё относительно тёмный, Николай и не слыхивал. Теперь-то весь каталог знает назубок, но это — теперь...

Взяли, разумеется, не типовые домашние «тарелки», а миниатюрный (и становящийся очень популярным в автомобильных установках с большими претензиями) D2904/6000-01. Название у него гораздо более громоздкое, чем габариты корпуса, и новые пищалки сначала встали на место UR-1 с минимальными переделками. Простояли они, однако, недолго. Вскоре были сделаны новые подиумы, из которых пищалки играли «в лицо». Как выражаются на своём новоязе постоянные участники соревнований — «на тоналку».

Манёвр удался, тоналка стала дай бог каждому, поэтому... подиумы вновь переделали. По принципу «сохранить достигнутое и попытаться сделать шаг вперёд». В новой версии левый подиум был довёрнут в направлении оси салона, тональный баланс при этом не пострадал, у «Сканспиков» с направленностью всё нормально, зато заметно улучшилась фокусировка.

Как, вероятно, вы уже можете догадаться сами, нынешняя конфигурация усилительной части тракта образовалась не вся, не сразу и не в один присест. Такова общая логика развития этого проекта, и она затрагивает каждый компонент. Сперва Николай выбрал на роль усилителя Helix A6. Это — «чистый» усилитель, без нагромождения фильтров, как и требовалось в системе с процессорным источником, но больше всего привлекла эстетика и инсталляционные перспективы, связанные с этим аппаратом. Helix был торжественно водружён на потолок купе, откуда и сверкал многочисленными огоньками. Однако вскоре Николая перестало устраивать то, как он играл ту музыку, которую ему поручали играть, у многоканальников, даже породистых, есть всё же свои наследственные пороки. Усилители решил ставить другие, даже придумал какие, но ещё Дядя Фёдор говорил, что для того, чтобы что-то купить, надо что-то продать (вернее, наоборот) Возникла даже идея оставить Helix на потолке в роли светотехнического прибора, но это было как-то чересчур. И Николай взялся за дело. Кто-то из древних и сильно умных сказал: «У врача глаз орла, сердце льва и руки женщины». Свою профпригодность Николай доказал.

Орлиным глазом он нашёл (а вы попробуйте другим найдите) владельца такого же Coupe, львиным рыком убедил его, что ему требуется Helix на потолке, а потом собственными нежными руками хирурга выполнил пересадку: свой потолок с усилителем — пациенту, его, нетронутый — себе. На гонорар за операцию (включая стоимость импланта) были приобретены новые усилители, раздельные по звеньям акустики. На ВЧ пошёл E.O.S. E100, с минимальным фильтровым хозяйством. Вначале был взят ещё один E.O.S., модели AE 620 T на сабвуфер, но потом это решение было пересмотрено, даже дважды. Первый раз заменой стал Revolt HS — реинкарнация знаменитого Audio Art HC. Но, попробовав его на мидбасы, Николай и его тренеры моментально поняли, что здесь ему и место. Тем более что к тому моменту родилась новая (не первая, разумеется) концепция сабвуферного звена.

Большую часть сезона 2008 года Николай откатал с сабвуфером традиционной схемы на головке Alpine SWR12. что, конечно же, было чересчур банально. Новый сабвуфер он решил делать на головках калибра не больше 8 дюймов, в погоне за столь нужной ему скоростью и контролем. Первая, нереализованная, версия сабвуфера подразумевала две «восьмёрки» по сторонам заднего сиденья. Но потом пришла в голову идея поярче. Три «восьмёрки» в одном корпусе по одному борту. Головки для этого проекта ждали месяца три, они не входят в число наиболее востребованных широкой публикой. Eton 8-720 HEX — динамики не совсем автомобильные и даже не совсем сабвуферные, они занимают некое промежуточное положение между мидбасами и сабвуферами: резонансная частота довольно высокая, зато подвижная система — лёгкая, а это и было нужно.

Корпус сделали в виде причудливой конструкции из фанеры, уходящей в глубь кузова насколько можно. Для таких работ в студии есть специалист, почтительно называемый всеми Андрей Геннадьевич, стиль его работы — подогнать детали друг к другу так, чтобы между ними не влезало бритвенное лезвие, и только потом доставать клей с полки.

Из композита выполнены выступающие в салон наросты под головки, их установщики немедленно прозвали «сиськами», не смущаясь того, что их на одну больше, чем обычно бывает. Потом нашли другую модель, как с водкой: одна бутылка — мало, две — много, а три — в самый раз. Композитная часть конструкции сделана по вполне традиционной технологии: армирующей основой послужила не ткань, а выколоченная до требуемой степени эротизма форм алюминиевая сетка, из какой делают тюнинговые решётки радиаторов. К кузову сабвуфер крепится шпильками в 9 точках, а панель обивки, которая была на его месте, вырезали до состояния узкой рамки, так, чтобы остались штатные пистоны крепления.

Три «бутылки» басовых головок изначально планировали соединять последовательно, с целью получить максимальное электрическое демпфирование, а с высокоомной нагрузкой обычные усилители уже не справлялись. Так в системе появился мощный моноблок, вытеснивший второй E.O.S. Заталкивать усилители в багажник, который при новом сабвуфере стал свободен от громоздких предметов, было неизящно, к тому же по какой-то причине глубоко эстетического характера Николай хотел вмонтировать усилители в заднее сиденье, по жизни ему не очень нужное. Однако блокировать усилителями всё сиденье целиком тоже было нельзя: есть, как выясняется, такая вещь, как сноуборд, и его зачем-то надо иногда возить с собой. Поэтому неподвижной и усилительной сделали только часть сиденья, а третий усилитель ушёл на левую обивку, вернее — вместо неё, на установленную слева опорную панель из фанеры.

Все вновь прибывшие или обновлённые детали интерьера отделаны натуральной замшей. Это, как выразился Дмитрий, глава проекта, «гламур с подвохом». Натуральная замша на поверку стоит дешевле алькантары — её синтетического аналога, и ухаживать за ней легче. Единственный минус — габариты источника сырья: овечек шириной 1,4 м (стандартная ширина алькантары) не бывает, поэтому большие поверхности несут на себе декоративные швы. В таком виде Coupe был заявлен на финале EMMA 2008 года, где и победил в своём классе. Станет ли это поколение системы последним, как поколение Hyundai Coupe? Вряд ли, что-то не похоже...

Поначалу было так. А потом чуткие руки хирурга пересадили этот потолок в другую машину

В нынешней редакции «мидбасы мечты» стоят там, где положено по штату, но не так, как положено

С четвёртого раза пищалки встали так как надо: в лицо, но с дополнительным разворотом левого излучателя

Андрей Геннадьевич лично демонстрирует конструкцию переходных колец

Правая панель обивки закрывает мощную опорную платформу мидбасового усилителя и буферной ёмкости

Сооружение несущей основы сабвуфера. Над эротизмом форм ещё не работали

Правая часть сиденья неподвижна и отдана звуковому оборудованию. Сидит усилитель ВЧ-звена, стоит — сабвуферный, на них сбоку смотрит утопленный в боковую панель сабвуфер

RTA

По части борьбы точности баса с его глубиной измерения подтвердили услышанное: система не забирается в инфразвуковые дебри, останавливаясь на пристойных 30 Гц. Эта АЧХ была бы безукоризненной, если бы не заметный провал вблизи частоты раздела сабвуфера с фронтом. Другая особенность частотного баланса — заметно выделенная полоса «нижнего верха» — 4 — 5 кГц, это проявилось и при прослушивании: во-первых, здесь сосредоточено много голосовых обертонов, во-вторых, несмотря на то, что пищалки спокойно доигрывают до 20 кГц, нижний верх маскирует верхний, отчасти отнимая «воздух» у суммарного звучания.

IN

SQ

Верхние частоты в исполнении системы не поражают демонстративной высотой и «полётностью», но отменно точно воспроизводят голосовые и инструментальные обертоны. Высота сцены, действительно, оказалась завидной, но не неестественной. Семь барабанов прокатываются по верхней половине лобового стекла, однако не по прямой, а по очень пологой дуге. Голоса вокалистов собираются в осязаемое облако размером чуть больше, чем в реальности, в то время как инструменты фокусируются очень чётко. На «ударной» дорожке 11 приоритет — за басовой атакой, звучание тарелок смягчено, но атака и здесь вкусная, без неопрятных «хвостов». На блюзовом треке бас кажется тонально приподнятым над привычным регистром, но безупречно артикулирован и очень выразителен, здесь мы видим отличный пример решения извечной дилеммы — глубина баса против точности. Отметим при этом: несмотря на эксцентричное (в обоих смыслах) расположение сабвуфера и отсутствие эффекта фильтрации гармоник при сабвуфере, излучающем из багажника, локализация баса нигде не была замечена. Особенность системы — на всех фрагментах «эффект присутствия», в противоположность академической отстранённости, часто присущей точно и динамично звучащим системам.

Оригинал статьи http://www.avtozvuk.com/az/2008/11/018.htm

 

Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: