Аудиосистема в Land Rover Discovery БРИТАНИЯ И БУТЕРБРОДЫ Статья из журнала АвтоЗвук

Студия автозвука  / Студия автозвука accent-audio
 

Студия: Accent Audio

Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

  • Тип системы: аудио
  • Структура: трёхполосный фронт + двухполосный тыл + сабвуфер
  • Источник: ОЕМ
  • Процессор: Audison bit Ten D
  • Усилитель: Alpine PDX-V9
  • Акустика: Focal Performance Expert PS165F3, PS165FX
  • Сабвуфер: Eton 10-630 HEX

Знаю, что о бутербродах уже было. Сам же и писал, как не знать. Но могу обещать, ещё будет, и не раз. Нам без них – никак нельзя…

Наблюдение банальное не меньше, чем известное: бутерброд всегда падает маслом вниз. Это почти так. Британские учёные уточнили: это так в 96,7% случаев. Отклонение в 3,3% вызвано тем, что, что масло иногда намазывают чересчур экономно и бутерброд не может понять, какой стороной падать. Там же, где учёные, но намного раньше их, лорд Сэндвич придумал, как избавить бутерброд от бремени выбора, а заодно и от вредной привычки, предложив располагать хлеб по обе стороны масла. Как это принято на родине учёных, сделал он это в своих личных интересах, а не для того, чтобы осчастливить остальное, неучёное, человечество. Но всё равно – спасибо. Особенно от нас, здесь собравшихся. От нас даже большое спасибо.

Даже поверхностное наблюдение и приблизительный подсчёт показывают: доля материалов сэндвичной структуры в диффузорах высококачественных динамиков неуклонно растёт. Свойства и состав хлеба сверху и снизу и масла между ними различаются от производителя к производителю (а то и у одного и того же, но в разных сериях), сохраняя уникальные свойства сэндвичных мембран: недостижимое для других конструктивных решений сочетание жёсткости, лёгкости и демпфирования.

Аудиосистема в этом автомобиле (рождённом там же, где лорд и учёные) оказалась сэндвичной на 83%. Знаете, как мы это подсчитали? Просуммировали площадь излучающих поверхностей всей акустики, вычли пищалки, которым сэндвич ни к чему, и поделили. Трепещите, надменные бритты, у нас тоже калькуляторы найдутся. Хотя вообще-то лучше было по весу считать, купола не весят ничего, вышли бы на 99% как минимум. Ладно, в следующий раз. Теперь – к фактам.

Автомобиль прибыл со стандартным пожеланием сделать хороший звук, не меняя архитектуру салона. Первое в случае этой модели означает заменить не только акустику (три полосы на фронте, две – в тылу), но и усилитель. Что означает второе – сами знаете. Не меняя…

Со штатным  усилителем ситуация была непростой: сигнал к нему от штатного головного устройства передавался по оптоволоконному кабелю вместе с сигналами управления громкостью, тембром и фейдером. Почему в прошедшем времени – потому что теперь он поступает в преобразователь форматов, который отделяет эти сигналы и корректно их отрабатывает. А цифровой звуковой сигнал уже без «служебной» информации поступает для дальнейшей обработки в процессор Audison bit Ten D. В этой системе его задачи – работать внешним ЦАПом, чуть-чуть эквалайзером и, разумеется, «машиной времени». Руль у нас хоть не с той стороны, что у учёных, но всё равно – не посередине.

Штатные места под акустику обустроены весьма удачно, чего, как обычно, нельзя сказать о динамиках, там устроившихся. Тонкие мягкие диффузоры мидбаса и среднечастотника подвержены изгибу со всеми вытекающими последствиями: горбатая и кривая АЧХ, непредсказуемая диаграмма направленности и нелинейность неизвестного порядка.

Диффузор штатного мидбаса отличается неуместной мягкостью и непозволительно малым ходом.

Штатная «серединка» чуть лучше, но тоже – далеко не Рио-де-Жанейро…

Диффузор – корень всех зол, когда он сделан неподобающе. Он же превращается в соль земли и центр мироздания, когда сделан хорошо. Это всё чаще означает – сэндвич. Новейший рецепт бутерброда на сегодня – как положено, пришёл из Франции. Называется он Focal Flax. Хлеб (внешние слои) здесь – стеклокомпозит, масло (заполнитель между ними) – непереплетённое льняное волокно. Ровное и нейтральное звучание во всём рабочем диапазоне мы имели возможность оценить во время редакционного теста.

На фронт выбрали трёхполосный комплект PS165F3, на тыл – двухполосный PS165FX. Оба комплекта установлены со своими пассивными кроссоверами, поскольку при таком компактном расположении излучателей поканальное усиление особых выгод не давало. А его отсутствие – дало. Оказалось возможным обойтись всего пятью каналами усиления на фронт, тыл и сабвуфер. Пятиканальные усилители есть в модельном ряду каждого уважающего себя производителя, а уж тем более – уважаемого другими. Аовсеместно уважаемый в том числе и за компактность Alpine PDX-V9 вместе с процессором отлично вписался под заднее сиденье.

OEM-пищалки с металлическим куполом намного лучше того, чем обычно комплектуют автомобили на заводе, но всё же – не то: звучат резковато и тем утомляют слух.

Пищалка из комплекта Performance Expert встала в штатное место как родная, всего-то и оставалось — надёжно её закрепить.

После сборки видимых изменений нет, невидимые (но слышимые) – ещё как есть.

Передние двери под установку трёхполосной акустики обработали по полной программе. Внешняя панель двери обработана StP Gold.

Внутренняя – тоже.

Мидбас установлен на фанерное кольцо-проставку фирменного революционного цвета.

Объём под облицовкой двери акустически изолирован от динамика – поролоновое кольцо зажато между двумя плоскостями.

Среднечастотник решено было монтировать на облицовку.

Со стороны фланца посадочное место снабдили уплотнением.

С тыльной стороны от воздействия излучения мидбаса среднечастотник защищён стаканом, склеенным из жёсткого пенополиуретана.

Так выглядит облицовка двери в сборе – тоже вся в StP.

Процесс обработки был показан на примере пассажирской двери, но в сборе водительская дверь красивее…

На ней кнопочек больше…

Тыловая акустика установлена аналогичным образом, а двери обработаны не менее тщательно. Внешняя панель двери обработана StP Gold.

Заделаны все окна и отверстия.

Облицовка задней двери в сборе, с пищалкой в верхнем углу.

Левая задняя в сборе.

Сабвуфер изготовлен по технологии «фанерный стелс» (тоже фирменной и тоже в чём-то слегка революционной) и укрыт в нише левого заднего крыла. Объём закрытого ящика непростой формы – примерно 30 л. Сабвуферный динамик – заслуженный Eton 10-630 HEX с диффузором из … разумеется – сэндвича. Только немцы хлеб используют такой же, как французы, стеклопластиковый, а маслом в их бутерброде служат композитные соты.

Крыло обработано StP.

Ящик закреплён. Обратите внимание – опорное кольцо динамика слегка выступает за габарит в верхней части. Здесь был нужен каждый литр.

Синтепон – в ящик.

Динамик – на место.

Итог сабвуферной операции: ничего не выпирает и даже взор привлекает не особенно. Разве только знатоки обратят внимание, что гриль от еврейского Morel установлен на германский Eton. Кто старое помянет…

С этого ракурса (под которым обычно видят багажник те, кто им пользуется) и вовсе как будто так и было.

В правом заднем крыле спрятан штатный усилитель. Оптический кабель от штатной «головы» подключили к преобразователю кода, обеспечивающему корректную обработку сигналов управления, он выдаёт «очищенный от мусора» сигнал SP-DIF. Преобразователь был сделан узкими специалистами специально под этот проект.

«Чёрный ящик» помечен красным крестиком.

Усилитель и процессор легли рядышком под заднее сиденье.

 

Пульт управления процессором – в перчаточном ящике.

Благодаря этому (и всему предшествующему) в салоне вообще ничего не изменилось.

Система изначально задумывалась как звуковая, несмотря на штатно-мультимедийный источник. Соответственным образом были сделаны и настройки: основной пресет – с нулевым уровнем на тыловых каналах и расширенным диапазоном регулировки уровня сабвуфера. Дополнительные предусматривают и работу тыловой акустики. Это – для поездки с пассажирами. На пикник, скажем. С бутербродами…

SQ

Ради интереса послушал систему с отключенным эквалайзером – прекрасно, даже и придраться не к чему. Но с эквалайзером всё же оказалось лучше – вокал и духовые стали поинтереснее. Самое интересное, что «провал середины», отмеченный во время редакционных измерений трёхполосного комплекта со штатными кроссоверами и считавшийся нами неустранимым, в условиях салона никак не проявился.

RTA

Зная, что PS165F3 с пассивными кроссоверами середину воспроизводит с провалом, это можно заметить на АЧХ. Хотя, вообще-то, не заметить, а скорее – додумать. Басовая область, между 40 и 80 Гц, требует ещё некоторого внимания, но это – на этапе окончательной настройки. От 500 Гц и выше АЧХ совершенно безукоризненная, что же касается небольшого подброса на 1,25 кГц, то это – намеренно и почти патентовано. Это придумал и не раз использовал Виталий «Легенда» Карев для усиления эффекта присутствия, в «Акценте» труды чемпиона изучали внимательно и взяли на вооружение.

Оригинальная статья http://www.avtozvuk.com/az/2015/04/audiosistema-v-land-rover-discovery.htm/a>

 

Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: