Оборонный бюджет Статья из журнала АвтоЗвук №02.2014

Студия автозвука  / Студия автозвука accent-audio
 

02/2014 СИСТЕМЫ

Hummer H3

Студия: Accent-Audio
Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

Внедорожник «Хаммер» из тех, какие предпочитают люди, выращивающие коров в Вайоминге или деньги в Нью-Йорке.

Том Клэнси, «Зубы тигра»

Оборонный бюджет

Если честно, понять владельцев автомобилей этой марки мне всегда было трудно. Со временем, правда, становилось легче...

  • SUM
  • Тип системы: аудио/видео
  • Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник: Pioneer AVH-P8400BT
  • Усилители: MD.Lab AM-80.4DSP
  • Акустика: MD.Lab SP-A17.2, SP-C172
  • Сабвуфер: MD.Lab SW-B10E

«Хаммеры» на страницах этой рубрики появляются с необъяснимой (для меня) регулярностью и примерно в темпе развития модельного ряда. Первым сюда попал в 2001 году, разумеется, H1 — автомобиль таких размеров, пропорций и форм, что глаза поневоле ищут M2A1 на крыше и огорчаются, не находя. Hummer H2 (четыре штуки, начиная с 2003 года) пугают уже меньше, особенно если едешь не в соседнем ряду.

H3 по сравнению с предками — вещь совсем мирная, но только по сравнению. Военную выправку не скроешь, достаточно поставить H3 на стоянке рядом с двоюродными братьями по платформе Chevrolet Colorado или GMC Canyon. Если не западло парковаться рядом со штатскими...

Так что нам не избежать аналогий с военной техникой, поскольку такой подход был использован при проектировании аудиосистемы для H3. В чём он? А вот в чём. В наши дни просто самолёт, танк или эсминец никого не интересуют. Интересует система вооружения, чтобы всё со всем было увязано идеально и, как говорят военные в нашей стране, могло «решить поставленные задачи командованием». И в эти же самые наши дни на верхние места в словаре военных переместилось прежде совершенно гражданское слово «бюджет».

Что бы и где бы ни выращивал владелец этого автомобиля (предвидя вопрос: нет, не «Харлеи», это его личное увлечение), он не собирался вкладывать в озвучивание «Хаммера» все результаты своей деятельности. И систему вооружения стали проектировать, соотнося «поставленные» с бюджетом. Качественный звук в такой машине (главная задача) ставится очень непросто. Объёмистый салон с преобладанием прямых углов и плоскостей требует и мощности, и тщательной подготовки сигнала, что обычно означает многоканальный процессор и развёрнутое усилительное хозяйство. Берём, скажем,  PXA-H800, к нему — пару двухканальников на фронт, к ним... Что? Бюджетный подкомитет не пропускает? Тогда ищем иное решение.

Решение нашлось в форме до сих пор новаторского вида техники — усилителей со встроенным процессором. Такие теперь есть, это известно точно, потому что одна из моделей усилителей-процессоров MD.Lab у нас в подробнейшем тесте уже побывала этой весной. С главным вопросом, таким образом, справились: восьмиканальный процессор и восемь каналов усиления появились в системе в виде двух компактных и не разорительно дорогих устройств. Вообще-то, так решили сразу три вопроса: звук, бюджет и минимальное вмешательство в оформление, а также практическая полезность всех отсеков салона, включая багажный. Теперь стало проще.

Источник — двухдиновый мультимедийный аппарат Pioneer AVH-P8400BT: видео, диски, флэшки — в общем, полный набор современных функций. После рассмотрения всех возможных вариантов размещения динамиков оказалось, что наилучший — оставить всю акустику в штатных местах. Естественно, с заменой динамиков и доработкой самих штатных мест — но это уже наименее сложная часть работы, требующая только аккуратности. А врождённое несовершенство штатных мест — уже забота процессора.

Фронтальная акустика — компонентная MD.Lab SP-A17.2 в режиме поканального усиления. Мидбасы этого комплекта снабжены фазовыравнивающими «пулями», улучшающими качество звучания при боковом прослушивании, а в этом салоне угол прослушивания мидбасов неизбежно оказывается очень боковым. Во исполнение требований бюджета тыловая акустика попроще фронтальной, но тоже высокого качества — коаксиальная MD.Lab SP-C172. Мидбасы и коаксиалы через проставочные кольца фирменного оранжевого цвета установили в штатные места основательно задемпфированных дверей. Пищалки — на стойки лобового стекла, треугольники дверей в этом случае не годились: слишком близко, сцену было бы трудно настроить даже с процессором.

Сабвуфер MD.Lab SW-B10E «музыкального» калибра 10 дюймов отправился в багажник, в закрытый корпус «стелс» объёмом 17 л в левой боковине. Надо заметить, что такую геометрию в такой же машине несколько месяцев назад в этой же студии уже опробовали, и она войсковые испытания прошла на отлично. Корпус выполнен из фанерных панелей, «тубус» в верхней части набран из фанерных же полуколец, а до монолитного состояния всё это доведено стеклотканью и смолой, как обычно.

При более чем демократичной цене конструкция динамика отличается продуманными решениями: целлюлозный диффузор с колпаком большого диаметра, надёжная звуковая катушка, выдерживающая немалую подводимую мощность — до 450 Вт в пике. Частота резонанса и добротность в таком компактном акустическом оформлении получились заметно выше аудиофильских, зато и бас стал плотным, «тугим», как заказывали.

В правой боковине багажника установлены процессорные усилители MD.Lab AM-80.4DSP. Один обслуживает фронтальную акустику в поканальном включении, второй — тыловую акустику и сабвуфер в мостовом. Возможности встроенного процессора позволяют в каждом канале индивидуально выбирать частоты раздела, вводить коррекцию АЧХ и необходимые задержки, и здесь, надо сказать, всеми возможностями пришлось воспользоваться довольно интенсивно. Небольшая чёрная коробка, которую видно на фото — это базовый блок радиостанции Megajet, а микрофон вынесен к водительскому месту. Завершающий этап войсковых испытаний новой системы успешно закончился незадолго до нашей фотосессии, замечаний от бюджетного комитета тоже не поступало...

Могучие стойки «Хаммера» позволяют удачно пристроить там даже довольно крупные пищалки

Потенциал звуковых регулировок «Пионера» оказался невостребованным, в отличие от возможностей работы с внешними источниками

Мидбасы фронта и коаксиалы тыла на фирменных оранжевых кольцах

После завершения работ этого больше никто и никогда не увидит

Весь внушительный объём «десантного отсека» было предложено оставить нетронутым

Это удалось благодаря уже отработанной геометрии сабвуфера

Отработанное решение включает и материалы: основа — фанера, стекло только для усиления

Два компактных корпуса (третий, в углу — радиостанция) объединяют восемь каналов усиления и ещё восемь — цифровой обработки

SQ

Как уже говорилось, военно-полевой H1 оставил в наследство «внуку» H3 непростой в акустическом отношении салон. Несмотря на это, звуковая сцена оказалась намного лучше моих теоретических предположений. Понятно, что без процессора добиться такого результата было бы невозможно. Сцена достаточно ровная, невысокая, что неудивительно при высокой посадке, но очень стабильная и с хорошей фокусировкой.

Тональный баланс выстроен отлично, особенно это относится к среднему и нижнему басу. Поддержка сабвуфера мощная, бас плотный и собранный, несмотря на внушительный объём салона. Благодаря удачной ориентации пищалок детальность звучания превосходная, причём и пики громкости воспроизводятся без искажений. Отдельные мелкие погрешности на средних частотах не портят общего впечатления, даже симфонические произведения звучат очень гладко. На записях современной музыки это тем более не отразилось.

RTA

Басовый фундамент АЧХ получился действительно мощным и очень ровным. Общий ход АЧХ — «галочкой», как нередко делают в системах, заточенных не под академические музыкальный жанры. Трудно при этом не заметить, что даже в акустически «тяжёлом» салоне удалось в очень большой степени избежать локальных резонансов, вызванных стоячими волнами. И совершенно покоряет ход характеристики выше 6 кГц, в какой-то момент возникла мысль, что анализатор заклинило. Нет, не заклинило, всё так и есть.

Оригинальная статья http://www.avtozvuk.com/az/2014/02/026.htm

 

Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: