Теория Большого Твика Статья из журнала АвтоЗвук №06.2012
06/2012 СИСТЕМЫ
Ssang Yong Kyron
Электрон так же неисчерпаем, как и атом,
природа бесконечна...
Житель элитного особняка
на Красной площади
Согласно современным понятиям, «твиком» называют улучшение характеристик серийного изделия путём замены массовых компонентов высококачественными.
- SUM
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEX-P99RS
- Усилители: E.O.S. AE-1500T (Limited Edition) Ver. II, АЕ-10 Verdi, Celestra RA275
- акустика: Dynaudio MW-162, Eton 3-401, ScanSpeak Illuminator R3004/6020-00
- Сабвуфер: Alpine SWX-1043D
С этой точки зрения всё car audio — это один большой твик. Штатные динамики — сами знаете куда, нормальные — на их место. Штатное радио — туда же, нештатное... и так далее. А что «так далее»? Теперь кое-кто полезет в им же установленный кроссовер и заменит китайский народный конденсатор федеративным германским. Потом — транзисторы в усилителе. Потом — микросхемы. Потом выкатит из угла гаража верный электронный микроскоп, вскроет микросхему и... Ну до этого пока дело не доходило, но тут один такой говорил что-то про электроны и атомы, так что зарекаться не стоит.
Роман выбирал автомобиль с дальним прицелом — и для семьи, и для музыки. Многофункциональность — неотъемлемый атрибут семейного «пепелаца» — определяет лишь форм-фактор экипажа, остальное — вопрос личных пристрастий. Выбор был вполне осознанно сделан в пользу «корейца». Корейское у «Кайрона», как и его собратьев по марке — тело, в глубине души (путь к душе лежит через рукоятку открывания капота) он немец, что с точки зрения надёжности и ездовых качеств — лучшая рекомендация. А для установки музыки важнее как раз «тело». С этой позиции корейские автомобили пока отличаются от европейских и даже американских собратьев в сугубо лучшую сторону: штатное головное устройство за место постоянной регистрации не цепляется, да и автомобиль к расставанию с ним относится спокойно. Короче, заводскую «музыку» можно ампутировать абсолютно безболезненно. Что и было немедленно сделано. Первая фаза Большого Твика.
Фаза вторая: в образовавшийся вакуум устремляются частицы aftermarket, их надо идентифицировать и пропустить только нужные. Помимо аудиофильского звучания, головное устройство должно было понимать USB-носители (положим, сегодня это делают почти все) и считывать с них несжатые цифровые форматы (а это умеют единицы). Звуковой процессор необходим, но желательно встроенный, чтобы не умножать сущности.
Предсказанными свойствами в наибольшей мере обладала элементарная частица под названием Pioneer DEX-P99RS. Вещь с большой буквы, но и на Солнце бывают пятна, когда оно с большой буквы, а не так, на пляже. Нашлись в звучании мелкие шероховатости, не то чтобы дефекты, а так, пустяки, едва ли достойные внимания менее взыскательного слушателя — но на пути к идеалу препятствий быть не должно. Поэтому выходные операционные усилители Роман заменил аудиофильскими THS4032. Процесс Большого Твика начал развиваться...
В соответствии с философией аудиофильского минимализма была выбрана структура тракта: двухполосный фронт с раздельным усилением и сабвуфер. Меньше блоков — больше звуков, говорил Конфуций.
Акустика выбиралась тщательно, а потому выбор стал нешаблонным. Мидбасовые динамики Dynaudio MW-162 отлично встали в штатные места основательно доработанных передних дверей, пищалки ScanSpeak Illuminator R3004/6020-00 — в треугольники зеркал, сабвуфер Alpine SWX-1043D — в нишу правого заднего крыла. С установкой акустики особых проблем не было: проверенные решения, отработанная технология (не будем отвлекаться, подробности потом).
Усилитель для сабвуфера — надёжный E.O.S. AE-1500T Limited Edition Ver. II, его в студии давно привечают для установок такого класса, в мостовом включении его выходного напряжения с лихвой достаточно даже для работы на 8-омную нагрузку, при этом достигается очень высокий коэффициент демпфирования, а влияние паразитных сопротивлений (провода и соединители) сводится к минимуму. Для фронта взяли двухканальные гибридные усилители E.O.S. АЕ-10 Verdi. Но даже эксклюзивные ламповые входные каскады устроили не сразу и не полностью. К счастью, обнаружились и возможности улучшения. В смысле — твика. В первую очередь пришлось удалить жёстко впаянные в плату пальчиковые лампы не самого удачного типа и установить ламповые панельки. Во вторую — заняться подбором ламп, удовлетворяющих специальные требования Романа.
Позволю себе небольшую ремарку по поводу ламп. Их параметры нормируются при номинальном напряжении питания (150 — 250 В) и у ламп одного типа, но разных производителей могут варьироваться. При характерном для гибридных усилителей невысоком анодном напряжении (десятки вольт) снижается крутизна лампы (это не пальцы веером, а усиление), причём у ламп производителей разной крутизны (это уже в повседневном смысле) меняется она по-разному, а потому и звучание ламп в конкретной схеме будет индивидуальным.
После долгих проб в усилителе мидбаса «прописались» двойные триоды ECC82 производства Telefunken, а в усилителе пищалок — их более ранние версии JRC-5814 производства RCA. Совсем уж раритетные, постарше автора будут...
В ходе опытной эксплуатации системы выяснилось, что две полосы на фронте не совсем справляются с поставленными задачами. Пришлось заняться исследованиями в области среднечастотных частиц материи. Побывали в системе многие, в том числе — купольные Morel, но в конечном итоге лучшими оказались диффузорные «трёхдюймовочки» Eton 3-401, в своё время разработанные компанией именно для такого случая, в качестве среднечастотного дополнения к флагманской двухполосной модели MGS 180.
Усилитель для полосы средних частот — Celestra RA275, но тоже с существенными доработками. Массовые операционные усилители входных каскадов заменены аудиофильскими LME-49720HA. Металлический корпус, внутри корпуса соединение кристалла с выводами — золотыми проводниками. В результате звучание стало гораздо прозрачнее, чем до переделки.
Теперь несколько слов об установке компонентов и технологиях. Монтаж динамиков в передние двери и процесс обработки отражены на фотографиях — технологические окна закрыты стеклопластиком, использованы лучшие вибродемпфирующие материалы STP Gold.
Сабвуфер для системы такого уровня требовался самый музыкальный — поэтому никаких фазоинверторов, только закрытый корпус, поскольку нужна отменная скорость, глубина и рельеф баса. Корпус объёмом около 20 л выполнен по одной из разновидностей технологии «фанерный стелс»: плоские поверхности из листа, криволинейные набраны слоями. Получившийся корпус установлен в нише правого заднего крыла под облицовкой, снаружи видна только передняя панель с динамиком.
Поскольку автомобиль повседневный, вполне естественным требованием было обойтись без «архитектурных излишеств» и установить все остальные компоненты так, чтобы они не мешали эксплуатации машины и не подвергались риску. Усилители сабвуфера, мидбаса и пищалок — в аккуратном ящике на дне багажного отсека. Ящик закрыт прочной крышкой, охлаждение обеспечивает бесшумный вентилятор повышенной производительности. Усилитель канала средних частот, появившийся в системе позже, удачно расположился под водительским сиденьем.
В результате Большого Твика получился настоящий концертный зал на колёсах (где-то я слышал это выражение...). Полтора года поисков и экспериментов привели к желаемому результату. Вот только остановится ли Роман на этом? Природа твика бесконечна...
Погладьте кота. Только лак не попортите...
Как положено, на этапе вибродемпфирования была уложена и проводка
«Сила» под капотом защищена всеми имеющимися средствами
Вверху — хорошо нам знакомый «девяносто девятый». Внизу — менее распространённая радиостанция Midland
Акустика в двери принадлежит первой редакции системы. Вторая коснулась стойки и среднечастотника
Акустическая обработка двери проходила в несколько этапов: зашивка окон, вибро- и акустическая изоляция
Усилитель для СЧ встал под сиденье. А до этого операционные усилители внутри стали другими
Все компоненты фронта подбирались тщательно, и каждый может претендовать на звание лучшего в своей категории
С багажным пространством обошлись весьма гуманно
Внутри усилительного бокса тесно и тепло. Чтобы это не мешало работать усилителям, предусмотрена мощная вентиляция
Корпус-«стелс» сделан по комбинированной технологии: прямое — стенки, кривое — слои
В багажник смотрит непримечательная квадратная панель. Типа — так и было...
RTAКак обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках: на уровне левого и правого ушей и напротив носа. В нижней части спектра АЧХ образует довольно мощный басовый фундамент, максимум давления приходится на 50 Гц, что как-то не совсем совпадает с субъективным восприятием, слух так же неисчерпаем, как и атом. Выше басовый подпор постепенно сходит на нет, и от 200 Гц до ультразвука АЧХ идёт так, как будто слово «неравномерность» для неё — иностранное.
SQСцена — великолепная. При высокой посадке слушателя разность расстояний между динамиками левого и правого каналов невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая, особенно в каналах средних и высоких частот. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, можно поёрзать взад-вперёд и влево-вправо, сцена не рассыпается. Высота сцены — стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине превосходная. Отлично ощущаются и размеры рояля, и расположение барабанов и тарелок ударной установки.
Тональный баланс достоин уважения. Прямо подряд по всем трекам — от нижнего мидбаса до самого ультразвука практически не к чему придраться. Трио контрабасов было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, флейта — мягко, но в то же время детально, значит, в области средних частот всё гладко и без эксцессов. Суббас вкусный и чистый, без призвуков, с достойным уровнем.
Макро- и микродинамика — без замечаний, звучание тёплое и живое. Результат впечатляет даже по сравнению с более ранними версиями той же системы, которые мне тоже довелось послушать.
Оригинальная статья : http://avtozvuk.com/az/2012/06/072.htm
Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: