Аудиосистема для Porsche Carrera 911 S: красивые решения для красивого автомобиля
- Соблюдая традиции Porsche – штатные решения с максимальной эффективностью
- Фронтальный сабвуфер 165 мм – это возможно ?
- Стильная аудиофилия – любителям Focal Utopia посвящается
- Новиночка от Helix серии Compose – реально эффективно !
Техническое Задание на новое звучание в 911
- Я пишу электронную музыку, люблю слушать, люблю наслаждаться. Этот вот Bose даже не включаю. Гул, дребезг, полное отсутствие разборчивости. Реально езжу без музыки. Можете помочь ?
- Конечно можем, но вы же захотите полностью сохранить заводской вид салона… А тут места то нет под твитеры, нет под сабвуфер, нет под усилители. Совсем нет. Тут …спорт и стиль.
- Это да, но вы же профессионалы, придумайте как сделать всё очень круто и штатно.
- Место сзади, где типа-сидушки отдадите для оборудования и сабвуфера ? Сделаем красиво !
- Нет, не отдам. Ничего в салоне появиться не должно. Вообще. А кроме того, дома у меня Focal Utopia. Я привык к этому звуку и хотел бы, чтобы вы использовали тот же брэнд и модели в моей машине. Если это возможно. Действуйте, я через 10 дней вернусь за машиной.
Вот, представляете, в каком мире, живем мы, установщики. С одной стороны он розовый и красивый, а с другой стороны, проблемы и скрытые сложности умеют подкрасться незаметно.
Проект аудиосистемы (не Bose и не Burmester) в Porsche Carrera 911 S
Так как новейший, последний кузов 911 у нас впервые, то и выбор оборудования мы осуществляем в такой ситуации, что называется, по месту. Нежно демонтируем обшивки и обнаруживаем, что гудяще-сипящая пародия Bose состоит из:
- 200 мм бумажные вуферы в дверях, ровно те, которые стоят в самых простых комплектация Audi A6 с завода. Ни диффузор, ни магнит, ни корзина, ни суть не отличаются ничем. Кто не верит - ознакомьтесь с фото ниже. Плохо то, что 200 мм динамик закрывает штатная сетка с просветлением для 165 мм динамика. Но ладно, такое мы уже видели и бороться умеем, результат дадим. Наше счастье тут в том, что это не Burmester…. Потому, что если бы это был он, то сетки в дверях были бы стальными, а качество их крепежа и звукопрозрачности – в два раз хуже, чем у Bose. Да, да: burmester – это только стильные сеточки, к звуку это не имеет никакого отношения. Верить в силу брэнда можно, когда мы говорим о самом Porsche, но надпись Burmester в автомобилях – это просто красивый фантик, внутри которого какашка из Китая.
- Среднечастотный динамик стоит рядом с мидбасом, в нижней части двери. Однако тут надо дать поправку: дверь то по высоте в два раза меньше, чем у привычных нам Audi Q7 и Porsche Cayenne, поэтому всё не так плохо. Плох сам динамик, но это уже нормально.
- В торпеде, под сеточками, у лобового стекла стоят самые дешевые пищалки из нищей комплектации Audi A Между прочим, если бы это был не Bose, а Burmester, то пищалки – это второе, после усилителя, чтобы их отличало. А, ну да, пародия от Burmester стоила бы тысяч на 5 евро дороже.
- Под рулем, в торпеде стоит сабвуфер. Ничем не примечательный динамик 165 мм. Однако, решение очень интересное. Более того, оно работает и его слышно, в отличие от таких-же 165 мм динамиков в пластиковых корытцах в багажнике у Audi Q7, Q8, Cayenne.
- Тыловые динамики – пара смутных 100 мм серединок и пищалочки, полностью идентичные фронтальным, закреплены в обшивки, висят в воздухе. Их не слышно, что обычно и хорошо: чем меньше звука в затылок – тем лучше для слушателя, однако не для нашего заказчика. Он, как раз, искренне недоволен отсутствием звука сзади. То ли привычка, то ли он так воспринимает электронную музыку, тем не менее – факт. Тыловые динамики нам тоже предстоит менять.
- Усилитель. Вот он, главный виновник дрянного звука, отсутствия разборчивости и дичайшего гудения всей системы. Стоит он под ногами пассажира, в полу. Каким бы он ни был ужасным по звуку, но установлен он гениально. Стальные крепежи, защитная пластина, теплоотвод – всё в стиле Porsche, то есть не просто хорошо, а круто и исчерпывающе надежно.
Принимаем следующие, почти все – крайне непростые решения:
- Заказчик мечтает о Focal Utopia. Не будем препятствовать. Больше того, поставим в двери новейшие 200 мм мидбасы Focal 8WM Woofer Utopia Be M. Можно очень долго рассуждать о плюсах и минусах этой акустики, однако, факт: характер звучания будет именно тот, который хочет заказчик. Почему мы довольно смело соглашаемся на 200 мм ? Потому, что этот эксперимент у нас уже прокатил в одном из Porsche Taycan, а там дверные сетки Burmester значительно хуже. То есть 200 мм мидбас оправдан и работать его заставим. Кроме того, нам совершенно не помешает более низкий частотный раздел и запас дверного баса, так как сабвуфер то.. 165 мм.
- Среднечастотные динамики Focal 3,5WM Midrange Utopia Be M ставить в штатные места, то есть в обшивки несколько …. стыдно. Ну не затем Focal их изобрел. То есть такая акустика не должна висеть в пластике и играть без жесткости и акустического экрана. Однако, Focal 3,5WM Midrange Utopia Be M стоят ОТНОСИТЕЛЬНО недорого и установить их в пару к мидбасам из этой же серии – просто дань брэнду. Смонтировать их так, чтобы получить хотя бы 70% того, что должна давать Утопия – дело техники.
- Пищалки Focal Utopia мы ставить не будем. Нет. Это нет. Заказчик ещё достаточно молод, чтобы мы сжалились над его свежим слухом и не заставили его давиться этим металлическим звоном. Характер таких твитеров – для избранных, особенных аудиофилов, но точно не для жизни. Поэтому твитеры используем правильные, любимые, звучащие и умеющие процентов на 60 больше любых конкурентов в схожей цене и размере – Brax ML1. Установить их вместо штатных пипок будет делом непростым.
- Тыловая акустика – тут будет эксперимент с новинкой. Забегая вперед, сообщим, что эксперимент удался, приятно удивил и нас, и заказчика. Разумеется, мы сначала попробовали, проверили и удовлетворились, а уж потом утвердили и вписали в смету комплект Helix Ci3 K100.2FM-S3. Эта акустика появилась в Москве только что – в сентябре, а мы УЖЕ поставили и настроили ДЕСЯТЬ различных компонентов из серии Compose и каждый из них как минимум отлично решает поставленные задачи, а как максимум удивляет результатом при более чем приятной цене.
- Для усилителей в машине места нет. То, как мы выкрутились, какие решения применили и как лаконично и штатно разместили два усилителя в Porsche 911 – предмет для отдельной статьи, но ограничимся нижеследующим блоком про монтаж усилителей. Фронтальной акустикой (СЧ-ВЧ) и тыловыми излучателями будет управлять Helix PSix MK3 Ultimate, он же гениальный процессор, он же отличный ЦАП, который получает чистый цифровой SPDIF сигнал с штатной магнитолы. С сабвуфером и дверными мидбасами Utopia работает могучий Hertz ML Power 4. В этот раз такой усилитель выбран не за свою мощность и контроль, а за самые скромные габариты в классе, хотя контроль на мидбасах, разумеется, пригодился.
- Самый удивительный компонент нашего, довольно оригинального и сложного набора – это сабвуфер. Снятый с производства еще 10 лет назад, но ждавший своего часа микро сабвуфер Dragster. Удивительный малыш лежал на нашем складе именно для такого случая. И не зря. Кстати, есть ещё один, но, на этот раз точно последний. Подробно про его работу и установку – ниже, в соответствующем блоке.
Приступим.
Штатный, заводской монтаж новых усилителей Helix в Porsche Carrera 911 S
Эту часть оценят установщики, инженеры и прожжённые автолюбители.
Вынимаем полы – обнаруживаем штатное Bose. Фото ниже – в подробностях. Как же это хорошо сделано. И воздуховод специально для отвода тепла. Мммммм.
Повторяем полностью штатный монтаж, но под стальным кожухом теперь прячется гениальный Helix PSix Ultimate. Разумеется, этому предшествовали процедуры тестирования цифрового сигнала, протяжка силовой и акустической проводки, изготовление межблочных соединителей из E.O.S Air10.
Теперь смотрим, что есть в аналогичном месте, но под водителем. А ничего. Просто пустота. Единственное место, куда можно разместить четырехканальник Hertz ML Power 4 – это симметричное штатному место под левым сидением. Глядя на техническую красоту справа, понимаем, что слева придется повторять не хуже. Для этого наступаем себе на хвост: тратим время и деньги на моделирование и 3D фрезеровку новой детали из алюминиевой пластины. Две запоротых заготовки и … на фото вы видите совершенно штатный монтаж второго усилителя. То есть такой, каким бы его сделал завод Porsche, если бы стояла такая задача. Ну, может провода потоньше были бы.
Итого: все 10 мощных, музыкальных, управляемых процессором каналов на месте и готовы к подключению акустики.
Аудиофильские миды Focal 8WM Woofer Utopia Be M в дверях Porsche Carrera 911 S
Монтаж выглядит просто. Да, когда такая процедура выполнена уже раз 500, то кажется, что тут просто прикрутили новые динамики – чем тут хвастать ? На самом деле:
- Виброизоляция металла дверей материалом STP Devils Gold 3,2 мм. Слой снаружи, слой на раму, слой на пластик обшивки.
- Печать на 3D принтере подиумов-проставок нужного диаметра, глубины, формы, с закладкой медных резьбовых втулок. Да все это делают, в каждом гараже, хвастать нечем.
- Вклейка подиумов на герметик-клей и крепление нержавеющими болтами. Грамотные установщики знают, сколько стоит один нержавеющий болтик…. Но ведь никто не оценит.
- Протяжка новой акустической проводки Klotz 4 кв. мм. в двери – волшебное удовольствие, особенно с учетом того, как все соединения сделаны в Porsche. Однако, за 4-5 часов этот процесс выполняется и новые провода готовы к работе.
- Полностью разбираем детали пластиковых обшивок (до виброизоляции), ставим на место только голые каркасы. Включаем мидбасовые динамики в полосу от 50 герц до 200 Герц и слушаем результат на предмет дребезгов. Нету. Отлично. Добавляем вставки – слушаем. Вклеиваем световоды – слушаем. Собираем сетки – слушаем. Собираем ручки – слушаем. И так далее до победного. По времени – больше, чем сложная установка усилителей.
Коротко о звучании мидбасовых динамиков Focal 8WM Woofer Utopia Be M. Признаемся, сначала поставили другие мидбасы - Helix Ci7 W200FM-S3, чтобы послушать новинку в маленькой двери, а заодно потестить на дребезги, просто чтобы пока лишний раз не играться с Утопией. Причина – у Helix Ci7 W200FM-S3 частотный раздел НИЖЕ, чем у Utopia ( 35 Герц против 45).
Так вот, при всём нашем уважении к новинке Helix Ci7 W200FM-S3, Focal 8WM Woofer Utopia Be M – все же более породист, точен и аккуратен, особенно на живых треках с настойчивыми гитарами альтами, бас чуть посуше, но и хлёсткости можно позавидовать. Да, это же новая, неразыгранная акустика и придираться не будем.
Простой монтаж среднечастотных динамиков Focal 3,5WM Midrange Utopia Be M в 911
Ну вот с серединками действительно все просто. Печатаем нужные детали-переходники, усиливаем пластик вокруг серединок, монтируем на штатные крепежи.
А вот со стороны двери – хитрость на фото не попала. Тут мы попытались выкрутиться и напечатали из “резинового” пластика хитрые объёмчики, которые не имеют задней части и нет мордочки, однако работают как прокладка-объём сразу после установки обшивки на место. Разумеется, средняя набивка синтепоном.
В итоге смелый раздел в 300 Герц вторым порядком мы получили по-рокерски динамичный, разгрузив диффузор 200 мм мидбасов.
Интеграция аудиофильских твитеров Brax ML1 в штатные места Porsche Carrera 911 S
Великие Brax ML1 на отражение от стекла ? – воскликнет аудиофил и будет прав. Да, стыдно. Но стыдно должно быть не нам, а инженерам Bose и Burmester. А вот менять дизайн салона нового Porsche Carrera 911 S ни клиент, ни мы не хотим.
Однако, твитер Brax ML1 снова не ударил в грязь куполом, а отменно сыграл на отражение. Дело тут скорее не в пищалках и не в наших заслугах – довольно удачный наклон стекла позволил не только не убить воздух, разрешение и динамику, но шикарно сфокусировать сцену с незначительным плаванием, которое можно смело списать на особенности посадки водителя.
Тыловая акустика Helix Ci3 K100.2FM-S3 в Porsche 911
Стильно, народно, но малобюджетно – этот слоган отлично подходит к продуктам Helix Compose. Мы любим звук, любим машины, тем более такие, не стесняемся дорогих компонентов и стараемся ставить и настраивать их так, чтобы выжать из любых штатных мест максимум.
Комплект Helix Ci3 K100.2FM-S3 действительно качественный монтаж и точная настройка дали в Porsche удивительный результат.
Выглядело это так. После сборки всей системы и проверки штатных систем автомобиля, первым делом проверяем каждый канал на фазу, громкость, отсутствие дребезгов, выбираем предположительный частотный диапазон. Мидбасы не дребезжат обшивками – отлично, пищалки работают, серединки держат вниз, не дребезжат, а ЭТО ЗВУК ОТКУДА ???
Сбегаются из разных сторон все участники процесса.
- Это тыл ?
- Да ладно !
- Наверное забыл фильтр снизу включить…
- А если двери и крышу закрыть совсем ?
- Да ладно ?
- А погромче ?
Вот, что такое Helix Ci3 K100.2FM-S3 от которого никто ничего не ждал волшебного.
Вполне вероятно, это заслуга ТОТАЛЬНОЙ виброизоляции пластиковых деталей, в которых совершенно штатно, через поставляемые Helix переходники с маркировкой Porsche Flex Mount установлены новые динамики.
Фото и даже видео процесса ниже – наслаждайтесь.
Сабвуфер в торпеде – штатное решение для Porsche 911
Наслаждение выбора при принятии решения по сабу полностью отсутствовало. Как только мы вытащили штатную гуделку ИЗ ПОД РУЛЯ, стало понятно, что ничего тут не придумаешь. Ну нет места для решений других габаритов. Ну вот нет и всё. Бегом на склад… точно ли остались с давних времен странные Драгстеры ? Сдувай пыль, примеряй… да ладно. Давай пробовать.
Иными словами, без лишних эмоций: установить полноценный, эффективный сабвуфер в новый кузов Porsche Carrera 911 S не изменяя заводской дизайн салона просто нельзя. Это не квартира номер 50. Если места нет, то его нет.
Поэтому, единственно-возможное решение – ниже на фото.
Важно отметить, что сабвуфер, а это именно он, не мидбас, играет в объеме, объем этот закрытый, литраж выяснить не удалось, решение принималось методом проверки.
Странные фото, сделанные телефоном в темноте вы найдете ниже.
Звучание, которое соответствует автомобилю – новый звук в Porsche Carrera
Чего не может Bose и Burmester, но можем мы и почему:
- Разрешение. За него ответственны сразу трое:
- Полный цифровой сигнал, который мы забираем со штатной магнитолы, не занижая и не уродуя, через специальный адаптер. Этот адаптер, точнее конвертор интерфейсов, в первую очередь занимается прямой передачей ВСЕГО сигнала, который получает. Аналогичное устройство, встроенное в усилитель Bose, в первую очередь вырезает из SPDIF те части, которые по его мнению, все равно не сыграют заводские динамики, а если и попытаются, то просто сгорят.
- Процессорный усилитель Helix Ultimate не меньший молодец. Он очень точно и полно преобразует этот самый цифровой сигнал (ЦАП), обрабатывает так, как нужно нам и новым динамикам и усиливает полученное раз в 10 лучше, точнее и быстрее, чем это может Bose.
- Сами динамики, которые стОят примерно в 50 раз дороже заводских, могут воспроизводить все, без преувеличения, частоты, которые им выданы. Это касается всех излучателей.
- Точность фокусировки и точность звуков. Тут заслуги наши и снова процессора. Дело в том, что заводская система должна обслуживать ВСЕХ пассажиров (ага, да, в 911 Porsche). То есть звучать относительно сносно и для правого пассажира, и для задних недопассажиров.
Мы же строим систему эгоиста. И не только в этой машине, а почти во всех наших проектах, основная задача – дать звук тому, кто за рулем. Это значит, что мы можем и должны сфокусировать сцену, расставить инструменты, сделать эти инструменты раздельными и объемными одновременно. Всё это возможно только для одного. Так-же, как нет второго места по центру дивана, который стоит напротив дорогущей домашней стереосистемы. Все, кто усядутся вокруг, рядом, сбоку, сзади уже не смогут УВИДЕТЬ поющего по центру человека, оценить работу других музыкантов на разных краях сцены, рАвно, как и не оценят работу звукорежиссера, который выводил в электронном треке голос в центр, а качающий бас размазывал внизу, щёточками шелестел где-то сверху слева.
- Плотность и чИстота звучания почти на любой громкости. Несчастный Bose запитан на предохранитель в 20 ампер. Умножаем 12 вольт на 20 ампер и понимаем, что ПИКОВАЯ, НЕДОСТИЖИМАЯ мощность, раздаваемая на ВСЕ 10 динамиков, включая сабвуфер, не может превысить 240 Ватт никогда. Поэтому штатные системы используют самые лёгкие динамики и вырезают из их сигнала часть частот. Иначе – не хватит. И всё равно не хватает. А значит, Bose и Burmester и Meridian и Harman и Bowers вынуждены тем больше вырезать музыкальной информации из трека, чем выше пользователь поднимет громкость – иначе перегрузка, перегрев и прочая гарантийка, которая не нужна ни одному производителю.
Мы же оперируем цифрами в 120-160 Ватт на каждый канал. Это нужно не для громкости, хотя и для неё тоже. В первую очередь, запасная мощность даёт точность и уверенность работе динамиков. Почти так-же, как автомобиль с мотором в 300 лошадей даёт пользователю уверенность и превосходство на любых скоростях.
- Натуральность и характер звука. За это ответственны и мы, и те, кто производит динамики для автомобилей. Каждый производитель стремится выдать меньше искажений, больше скорости, больше точности, больше частот, больше громкости (в адекватных уровнях). Мы же, в свою очередь, обязаны правильно выбрать из множества то, что может БОЛЬШЕ, стоит МЕНЬШЕ, работает НАДЕЖНЕЕ, умещается ШТАТНО. И задачу эту мы решать умеем.
Что же получилось ? Получился звук. Звук чистый, полный, громкий, сфокусированный, живой и натуральный. Баса – больше, чем нужно, но его можно регулировать. Средние частоты настали и есть, больше того, никуда не уплывают. Больше нет хрипа и гуууудеееенияяя. Есть волшебство, которое возможно даже в таком супер-уютном кузове, даже с таким расположением излучателей.
Понравилось увиденное? Расшарь друзьям: